399772, Липецкая обл., г. Елец, ул. Костенко, д.7

8 (47467) 5-43-37, 8 (4742) 288-451 регистратура (Call центр)
8-920-513-65-22 телефон горячей линии приемной главного врача (Феклина Ирина Олеговна)
8-920-513-07-50 телефон горячей линии (Малышева Эмма Владимировна, Воронина Анна Владимировна)
8-920-531-70-20 телефон горячей линии (Орлова Ольга Геннадьевна)
8-920-514-63-54 телефон горячей линии (Ляпина Марина Сергеевна)
8-920-504-46-81 телефон горячей линии по вопросам вакцинации (Ходякова Оксана Юрьевна)
8-920-513-87-05 телефон горячей линии по вопросам оказания медицинской помощи в стационаре (Воронина Анна Владимировна)
8 (47467) 2-11-10 регистратура
8 (47467) 2-60-84 секретарь (стационар)
8 (47467) 2-63-10 секретарь (поликлиника)

egb2@zdrav48.ru

Поиск
Версия для слабовидящих
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

29 октября - Всемирный День борьбы с инсультом!

Нарушение речи после инсульта

Профилактика инсульта головного мозга

Посмотреть Скачать

Почему нарушается речь? Афази́я — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи взрослых людей. Возникает после инсульта, черепно-мозговых травм или других поражений головного мозга. В зависимости от площади повреждённого участка мозга, нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. Стоит добавить, что у одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий - если повреждение затронуло несколько соседних участков. Например, так: пациент активно пытается что-то сказать, но его речь абсолютно не понятна - она похожа на какой-то причудливый иностранный язык (в афазиологии такая речь описывается понятием «словесная окрошка»).

Также выяснится, что и нашу речь он не понимает: такой пациент не сможет выполнить простейшую просьбу закрыть глаза или пошевелить рукой. Здесь мы имеем дело с одной из самых тяжёлых афазий (сенсо-моторной), когда нарушается одновременно и понимание обращённой речи, и собственное произнесение слов. В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий, речь человека может становиться нечёткой, он может заикаться или «застревать» на отдельных звуках, забывать слова или использовать их не по назначению и т.д. При нарушении речи нарушается и память (словесно-логическая), и мышление. Тем не менее (за исключением случаев тяжёлой сенсо-моторной афазии), человек с нарушением речи чаще всего понимает всё, что ему говорят, узнаёт близких и запоминает новых людей.

Какой специалист занимается восстановлением речи после инсульта? Этим специалистом является логопед, работающий в системе здравоохранения. При этом специализация должна быть направлена именно на работу со взрослыми людьми, от 18 лет и старше. Работа с детским логопедом не принесёт пользы, а то и ухудшит ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога - это разные специалисты. Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо - вот и здесь надо идти к квалифицированному специалисту именно в этой области.

Когда можно начинать работать с пациентом? Чем раньше, тем лучше. Поэтому, запомните, пожалуйста: если у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушения глотания (он давится или попёрхивается слюной/едой/водой) - обязательно просите, чтобы с ним работал логопед.

Общие рекомендации для родственников пациентов с нарушениями речи:

  1. имейте в виду, что афазия (нарушение речи) не является психическим заболеванием, даже если слова человека лишены всякого смысла. Пациенты понимают интонацию, поэтому при общении категорически недопустимо повышать голос;
  2. продолжайте заниматься, даже если пациент упорно молчит, отказывается от занятий и не отвечает на задаваемые вопросы. У человека после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, поэтому фон настроения может быть пониженным так же, как и мотивация к деятельности. Учитывайте это и просто помогайте ему делать то, что он может делать;
  3. не стоит прерывать больных во время их попыток что-то сказать, не надо договаривать за человека или заканчивать фразы, начатые им. Да, подобная помощь экономит время, но в итоге снижает шансы человека на собственное восстановление;
  4. пациенты с нарушениями речи не понимают длинные и быстро произносимые предложения, поэтому надо говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе.

Я, как логопед с многолетним стажем работы, веду занятия по коррекции речи, письма, чтения, понимания у пациентов после инсульта и в условиях стационара (неврологическое отделение «Елецкой городской больницы № 2»), и на амбулаторном приёме в поликлиническом отделении этой же больницы. В процессе занятий я использую огромный арсенал специальных упражнений, которые, подобно опытному реставратору, штрих за штрихом, пазл за пазлом оживляют и стабилизируют способность пострадавшего от инсульта человека понимать речь окружающих, говорить самостоятельно, читать, писать, возвратиться к активной жизни и почувствовать себя здоровым и сильным. Поэтому, не откладывайте визит к логопеду, побеспокойтесь как можно раньше о своих родственниках или о себе, если Вы сами пострадали от нарушения мозгового кровообращения. И помните известное изречение: «Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть её. Но если ты перейдёшь на сторону болезни, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих». Здоровья вам и вашим близким!

Материал подготовлен логопедом
ГУЗ «Елецкая городская больница№ 2»,
Трубицыной Еленой Алексеевной

Государственное учреждение здравоохранения «Елецкая городская больница №2»

399772, Липецкая обл., г. Елец, ул. Костенко, д.7

8 (47467) 2-60-84

e-mail: egb2@zdrav48.ru