399772, Липецкая обл., г. Елец, ул. Костенко, д.7

8 (47467) 5-43-37, 8 (4742) 288-451 регистратура (Call центр)
8-920-513-65-22 телефон горячей линии приемной главного врача (Феклина Ирина Олеговна)
8-920-513-07-50 телефон горячей линии (Малышева Эмма Владимировна, Воронина Анна Владимировна)
8-920-531-70-20 телефон горячей линии (Орлова Ольга Геннадьевна)
8-920-514-63-54 телефон горячей линии (Ляпина Марина Сергеевна)
8-920-504-46-81 телефон горячей линии по вопросам вакцинации (Ходякова Оксана Юрьевна)
8-920-513-87-05 телефон горячей линии по вопросам оказания медицинской помощи в стационаре (Воронина Анна Владимировна)
8 (47467) 2-11-10 регистратура
8 (47467) 2-60-84 секретарь (стационар)
8 (47467) 2-63-10 секретарь (поликлиника)

egb2@zdrav48.ru

Поиск
Версия для слабовидящих
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ведение ЗОЖ — важнейшее условие сохранения здоровья детей

Воспитание ЗОЖ детей и подростков — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает: правильное питание; занятие физическими упражнениями; закаливание; соблюдение режима дня; соблюдение норм гигиены; отказ от вредных привычек. Подробно остановимся на важности соблюдения режима дня. Так как именно ему подчинены остальные составляющие здорового образа жизни.

Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребёнка очень важен режим дня. Режим дня — это режим суток, все 24 ч. должны быть спланированы определённым образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты: учебные занятия в школе; учебные занятия дома (выполнение домашних заданий); режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); личная гигиена; занятия физическими упражнениями; отдых; сон; занятия в свободное время. Учебные занятия требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, оно даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. Именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка.

Низкая работоспособность характеризуется: снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребёнок выучил материал; повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом; рассеянностью и невнимательностью, быстрой утомляемостью; изменением почерка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что: продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе). Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе — использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребёнок двигается, тем лучше он развивается и растёт. После прогулки у ребёнка розовеют щеки, он становится активным, весёлым, перестаёт жаловаться на усталость. Время начала выполнения домашнего задания должно быть твёрдо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребёнку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребёнка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребёнка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало всё свободное время. Обычно таким «пожирателем времени» ребёнка становится телевизор или компьютер. Ещё 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребёнка не восстанавливается, а падает ещё больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Учёные установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.

Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырёхразовое питание, когда приём пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна).

Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать душ желательно каждый день. Полезна будет и элементарная зарядка. Её рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и лёгких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть её постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Информация взята из источников сети Интернет.

Государственное учреждение здравоохранения «Елецкая городская больница №2»

399772, Липецкая обл., г. Елец, ул. Костенко, д.7

8 (47467) 2-60-84

e-mail: egb2@zdrav48.ru